В современном обществе, где на фоне динамического взаимодействия конфликты неизбежны, поиск мирного и эффективного разрешения споров и проблем является важной задачей. Именно здесь необходима медиация, процесс, основанный на участии нейтральной третьей стороны, а помогает в этом специально обученный человек – медиатор.

Кто такой медиатор

Это независимый третьесторонний участник, который помогает людям или группе лиц разрешить конфликт путем посредничества и облегчения диалога. Задача специалиста заключается в том, чтобы помочь сторонам найти взаимовыгодное решение, сосредоточиваясь на их общих интересах и потребностях.

Требования

На территории государства действует Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», в котором указано, что помощь в разрешении конфликтов может осуществлять как любитель, так и специально обученный человек. Однако здесь есть некоторые нюансы.

Если говорить о непрофессиональной медиации, то принимать участие в разрешении конфликтной ситуации может индивидуум, не имеющий судимости, достигнувший своего совершеннолетия. Если же речь идет о деятельности на профессиональной основе, то специалист должен соответствовать следующим требованиям:

  • возраст от 25 лет и выше;
  • наличие диплома о высшем образовании (любая специализация);
  • переквалификация по специальности «медиатор».

Хороший специалист должен действительно быть заинтересованным в разрешении конфликта. Для этого надо уметь ладить с людьми, внимательно вникать в нюансы проблемы по обе стороны и уметь руководствоваться своим личным жизненным опытом, наличие которого станет огромным плюсом, чтобы преуспеть в этой профессии.
Рефери между двумя бизнесменами в боксёрских перчатках готов к бою

Функции медиатора

Из вышеописанного становится понятно, что основной задачей специалиста является – урегулирование конфликта. Однако следует разобраться, за счет каких аспектов этот нейтралитет достигается. Для этого следует рассмотреть прочие функции этого специалиста:

  • Управление коммуникацией. Помогает обеспечить эффективное взаимодействие между сторонами конфликта. Он выслушивает каждого, облегчает выражение и понимание их точек зрения и помогает установить конструктивную коммуникацию между ними.
  • Нейтралитет. Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь сторонам найти справедливое и удовлетворительное решение, без выражения его собственного мнения.
  • Фасилитация процесса. Проводит встречи с обеими сторонами спора, руководя процессом разрешения конфликта.
  • Помощь в поиске взаимоприемлемого решения. В обязанности специалиста входит поиск альтернативных вариантов решений, которые помогут сторонам оценить последствия конфликта и принять правильное для всех решение.
  • Содействие в сохранении отношений. Медиатор нацелен сохранить или восстановить отношения между сторонами после процедуры урегулирования.
  • Конфиденциальность. Специалист обеспечивает конфиденциальность всей процедуры, за исключением случаев, когда закон требует их раскрытия или есть угроза для безопасности или благополучия клиентов.

Медиатору очень важно обладать умением сохранять спокойствие, холодным разумом и быть неподкупным. В противном случае человека ждет быстрое профессиональное выгорание, личное разочарование, и, как следствие, невостребованность в этой сфере деятельности.

Медиатор – не переговорщик или консультант

Важно разграничить роль медиатора от переговорщика или консультанта, которые также могут принимать участие в спорах.

Переговорщик — это лицо, представляющее интересы одной из сторон в процессе переговоров. Его роль – защитить и продвинуть интересы своей стороны, пытаясь добиться наиболее выгодного решения. Переговорщик может использовать тактики, которые могут быть враждебными или агрессивными, в то время как медиатор стремится к построению доверия и сотрудничества между сторонами.

Консультант, с другой стороны, предоставляет экспертные знания и советы сторонам, основываясь на своем профессиональном опыте.

В отличие от переговорщика и консультанта, медиатор является независимым и нейтральным по отношению к конфликту. Он слушает и учитывает интересы обеих сторон, создает доверительную атмосферу и помогает им обсуждать свои проблемы и находить совместное решение. Используя психологию, как один из инструментов, специалист руководствуется техникой активного слушания, задает открытые вопросы и стимулирует конструктивный диалог.

Кроме того, многие путают медиатора с конфликтологом. Это тоже полярно разные профессии. Конфликтолог занимается исследованием и анализом конфликтов, их причин, динамики и последствий. Медиатор же работает на разрешении конфликта между сторонами, помогая им достичь взаимоприемлемого соглашения и находить компромиссы.

Немного истории

Медиация имеет долгую историю. Она практиковалась в различных культурах и обществах, предоставляя людям возможность разрешать конфликты путем посредничества третьей стороны. В средние века в Европе церковь играла важную роль в медиации, помогая разрешать споры между людьми.

В современной истории медиация получила повсеместное признание. Так, в середине 20-го века медиация стала широко применяться в сфере семейного права, помогая разводящимся парам разрешать споры, связанные с детьми или дележом имущества.

В последние десятилетия профессиональные медиаторы могут работать в различных областях: деловой сфере, гражданских спорах, общественных конфликтах.

Основные принципы медиации

Основными принципами являются:

  • добровольность сторон;
  • личный нейтралитет к ситуации;
  • конфиденциальность;
  • самоопределение – после предоставленной медиатором информации стороны сами решают, к какому итогу им следует прийти;
  • фокус на интересах – специалист ставит акцент на понимании интересов и потребностей каждой из сторон, а не на их позициях;
  • гибкость – процесс медиации гибок и может быть адаптирован под конкретные потребности и обстоятельства каждого конфликта.

Лицам стоит обращаться за помощью к специалисту только в том случае, если они хотят решить вопрос прозрачно, намереваясь на искреннее разрешение спорного момента.
Седой мужчина держит руки скрещенными и кричащие рядом мужчина и женщина

Область применения

Сегодня к услугам медиатора можешь обратиться, если возникли разногласия в следующих сферах жизни:

  • Семейные споры.
  • Гражданские и коммерческие споры. Это подразумевает решение конфликтов между бизнес-партнерами, наймодателями и нанимателями, поставщиками и клиентами, соседями и другими сторонами, связанными с гражданскими и коммерческими отношениями.
  • Взаимоотношения на рабочем месте. Медиатор способен наладить благоприятное поведение в обществе внутри рабочего коллектива.
  • Споры в образовательных учреждениях. Между учениками, родителями и учителями, учениками и учителями и другими сторонами.
  • Государственные и общественные споры. Медиатором могут разрешаться споры между государственными органами, общественными группами, неправительственными организациями и другими сторонами, связанными с общественными вопросами.

Однако важно понимать, что медиатору стоит браться за сферу, в которой он обладает не только житейским, но и профессиональным опытом. Специалисты, якобы имеющие опыт проведения переговоров во многих сферах, зачастую не вникают во все детали конфликта, что не приносит плоды как обратившимся, так и ему, как специалисту.

Современные направления медиации

Ввиду нынешней актуальности профессии и потребности профессиональной ориентированности специалистов, в сфере медиации возникло несколько направлений:

  • медиация, акцентированная на разрешении конфликтов;
  • трансформативная медиация;
  • нарративная медиация;
  • семейно-ориентированная медиация;
  • медиация, основанная на понимании;
  • реабилитационная медиация;
  • оценочная медиация;
  • диалектическая медиация.

В последние годы популярность набирает онлайн-медиация. Это прекрасный способ решить медиатору спор на удаленной основе.

Чем именно занимается медиатор

Кроме того, что роль медиатора заключается в помощи сторонам конфликта найти взаимовыгодные решения, специалист данной направленности сам должен неустанно саморазвиваться.

Медиатору стоит браться за решение внутрисемейных конфликтов, если он имеет опыт работы психологом. Если же речь идет о спорах в школах или ВУЗах, желательно, чтобы у такого специалиста имелся стаж работы в образовательном учреждении.

Кроме того, с развитием отрасли экспертности, желательно, чтобы медиатором велась профессиональная страница в соцсетях. Изобилие программ для беспрерывного обучения предлагает медиаторам повышать качество своих знаний путем посещения семинаров, вебинаров, конференций и других мероприятий.

Какими качествами должен обладать медиатор

Кроме достижения 25-летнего возраста и наличия высшего образования у медиатора должен быть и личные качества, которые должны помочь реализации трудовой деятельности. Среди них:

  • нейтральность;
  • эмпатия;
  • эмоциональный интеллект;
  • коммуникативные навыки;
  • гибкость и терпимость к неопределенности;
  • умение управлять конфликтами.

Плюсы и минусы профессии

Профессия медиатора имеет свои преимущества и недостатки. Обозначим основные плюсы:

  • удовлетворение от разрешения конфликтов;
  • гибкий график работы;
  • перспективы карьерного роста.

Недостатки:

  • риск быть подверженным постоянному стрессу;
  • непредсказуемость ситуаций;
  • ответственность.

3d визуализация принятия и отклонения

Карьера и зарплата

Медиаторы могут работать как в штате психологической службы, так и быть самозанятыми лицами. Многие из них проводят частные приемы по договоренности как очно, так и в онлайн-формате. Если говорить о зарплате медиатора, стоимость услуг зависит от региона, прейскуранта специалиста и его опыта работы. Если специалист входит в штат предприятия, его зарплата фиксирована, в среднем от 50 до 80 тысяч рублей.

Как стать

Имея высшее образование и нужный возрастной критерий, переобучиться на медиатора можно путем прохождения экстренных (24 часа) или долгосрочных (576 часов) курсов.

Успех специалиста гарантирован, если переподготовка прошла на базе следующих специальностей:

  • психолог:
  • психотерапевт и психиатр;
  • педагог;
  • юрист.

Соответствуя законодательным требованиям и обладая личным набором качеств, у специалиста есть все шансы выдвинуть профессию на новый уровень востребованности.

Похожие статьи

Что такое профессиональная переподготовка?

Профессиональная переподготовка дает возможность получить дополнительные знания в конкретной области. То есть, получить другую специальность на основании уже имеющегося профобразования, освоить новые навыки, сформировать дополнительные полезные компетенции.
Читать далее

Кто такой логопед и чем он занимается?

Нередко у детей возникают дефекты речи, которые связаны с психологическими или физиологическими аспектами. Их можно устранить, если вовремя обратиться к специалисту и начать прорабатывать данную проблему. Это именно то, чем занимается учитель-логопед, кабинет которого может быть не только в медицинском учреждении, но и в школе, детском саду.
Читать далее

Как стать учителем физкультуры?

Учитель физкультуры или преподаватель физического воспитания – это профессия, требующая от человека одновременно преподавательские наставнические черты и соответствующую предмету физическую подготовку. Хороший преподаватель физкультуры в школе отличается знаниями биологии, анатомии и грамотным подходом к работе с подростками. Большое значение в этом имеют лидерские навыки и поддержка учащихся.
Читать далее