Рост числа психических нарушений, развитие технологий в области нейробиологии и нейроимиджинга, а также растущая потребность в понимании механизмов работы мозговых структур ведут к увеличению интереса к такой специализации, как нейропсихолог. Поэтому стоит разобраться в актуальности этой профессии, ее основных задачах, а также в том, как стать специалистом в этой области.

Направления нейропсихологии

Нейропсихология – это относительно молодая наука, которая изучает связь между особенностями развития мозга и влиянием на его психические процессы. Иными словами, специалистами изучается, как структура человеческого мозга влияет на поведение, познание, эмоции и социальные взаимодействия человека.

Нейропсихология имеет следующие области исследования:

  • Клиническая. В этой области нейропсихологические принципы применяются для оценки и лечения участков головного мозга после черепно-мозговой травмы, инсульта и последствий других психических расстройств.
  • Диагностическая. Выполнение оценки когнитивных функций человека, чтобы определить наличие или отсутствие дефицитов психических функций, вызванных поражением центральной нервной системы.
  • Реабилитационная. Направлена на восстановление деятельности функций психики в мозге после его повреждений.
  • Экологическая. Изучение взаимосвязи между экологической обстановкой и аномалиями в работе мозга.

Коллеги, держащие бумажный мозг вместе

История нейропсихологии

Зарождение нейропсихологии началось еще на стыке 17-18 веков. Так, Франц Гааль, австрийский анатом, предположил, что различные части мозга отвечают за следующие психологические функции: память, внимание, воображение, моторные навыки и эмоции.

Однако, нейропсихология как научная дисциплина, начала развиваться только после Второй мировой войны, когда ученые начали изучать влияние поражений головного мозга на психологические функции.

Александр Лурия

По сей день главным пособием для нейропсихологов является книга «Высшие корковые функции человека», автором которой является советский нейропсихолог, Александр Лурия. В ней описаны основные задачи нейропсихологии: изучение когнитивных функций, нейропластичности и нейрологических нарушений.

Евгения Хомская

Неоценимый вклад в развитие нейропсихологии сделала и отечественный ученый Евгения Хомская. Одним из основных ее вкладов в нейропсихологию является исследование когнитивных функций, таких как внимание, память, мышление и речь. Она использовала результаты методов измерения электрофизиологических сигналов мозга: электроэнцефалографию (ЭЭГ) и магнитоэнцефалографию (МЭГ), чтобы изучить их проекцию на головном мозге.

Основные задачи

Ключевой целью нейропсихологии является изучение взаимосвязи между мозгом и психическими функциями. Однако специалисты в рамках своей деятельности решают и другие не менее важные задачи:

  • определяют особенности мышления человека при взаимодействии с окружающей средой;
  • устанавливают, как влияют локальные повреждения и травмы мозга на психику и поведение;
  • изучают особенности развития человека на каждом возрастном этапе;
  • проводят диагностику очаговых поражений мозга при наличии конкретного заболевания;
  • восстанавливают психологические процессы с помощью специальных программ коррекции.

Чем занимается специалист

Нейропсихолог – это специалист, который занимается нормализаций функций психики, корректировкой нарушений, выявлением слабых и сильных сторон в работе мозга, а также помогает человеку адаптироваться к тем условиям, в которых он находится.
Человек, проводящий онлайн-психологическую терапию

Когда обращаться к специалисту

В специалистах этой отрасли нуждаются как дети, так и взрослые люди. Специалист может помочь лицам со следующими проблемами:

  • неврологические или психические расстройства;
  • состояние после различных травм головы;
  • дети, у которых плохо развиты когнитивные функции и отмечается отсталость в психическом развитии.

Это только основные проблемы, с которыми работает нейропсихолог, на практике спектр пациентов намного шире.

Детская нейропсихология

Детские нейропсихологи изучают нейрологические и психологические процессы ребенка. Специалист занимается выявлением проблем в развитии психики и нервной системы у детей. В основные задачи детских нейропсихологов входит оценка когнитивных, эмоциональных и поведенческих функций у детей, а также исследование проблем, связанных с обучением и социальным взаимодействием. Специалисты помогают родителям и педагогам в выборе правильного подхода к обучению и воспитанию.

Роль в логопедии

Нейропсихология является важной составляющей логопедии, так как помогает понять, как функционирует речевая система в мозге и какие нарушения могут привести к различным речевым нарушениям. Например, нейропсихологические тесты могут помочь определить, на каком уровне нарушено речевое развитие, и выработать индивидуальную программу коррекции.

Методы, применяемые специалистом

В своей работе нейропсихологи используют различные методы диагностики, которые принято классифицировать на две группы: методы для получения знаний и методы аппаратной диагностики. В первую группу входят:

  • Сравнительно-анатомический подход. Направлен на изучение зависимости строения мозга и ЦНС с моделью поведения индивидуума.
  • Разрушающий метод. Работа направлена на выключение участка мозга пациента и последующий анализ поведенческих изменений.
  • Методика раздражения. В рамках нее проводится воздействие на локальные участки мозга – специалист имеет возможность наблюдать за сопутствующей реакцией.

Во вторую группу входит:

  • ЭЭГ;
  • МРТ;
  • ПЭТ;
  • КТ.

Требования к специалисту

Нейропсихолог – это не просто профессия, а призвание. Человек, который хочет преуспеть в этой отрасли, должен обладать как отличными знаниями в конкретных науках, так и иметь соответствующие личные качества.

Профессиональные знания

Науки, которыми руководствуется специалист в своей работе:

  • психо- и нейрофизиология;
  • клиническая и возрастная анатомия;
  • клиническая психология;
  • психотерапия;
  • неврология.

На основании этих знаний, методах нейропсихологической диагностики и реабилитации нейропсихологи составляют индивидуальные программы лечения.
Женщина врач проводит исследование и нажимает ввод на ноутбуке

Личные качества

В первую очередь, специалист сам должен обладать устойчивой нервной системой, проявлять терпимость, эмпатию и целеустремленность. Важно понимать, что эта сфера подразумевает постоянное обучение новым методам решения клинических задач.

Плюсы и минусы

Преуспевающий нейропсихолог никогда не останется без работы. Однако, далеко не всегда человек может расти как специалист. Поэтому прежде чем идти обучаться на эту профессию, следует обдумать все «за» и «против».

Плюсы профессии следующие:

  • оказание помощи пациентам;
  • приемлемые условия труда;
  • востребованность в настоящее время;
  • широкие перспективы для научных работ.

Минусы профессии заключаются в следующем:

  • повышенный риск эмоционального выгорания;
  • низкая заработная плата при работе в госучреждениях;
  • контингент, с которым работают нейропсихологи, требует выдержки.

Как стать нейропсихологом

Чтобы стать нейропсихологом, можно:

  • Получить высшее образование и пройти переподготовку по нейропсихологии.
  • Пройти курсы по практической нейропсихологии на дистанционной основе.

Для получения диплома в первом варианте человеку требуется отучиться от 4 до 6 лет в высшем учебном заведении и получить диплом бакалавра или магистра.

Следует отметить, что курсы по переподготовке длятся всего 6 месяцев, после чего специалист получает действительный диплом по нейропсихологии и имеет возможность работать самостоятельно либо в любом учреждении, где в штатном расписании есть данная вакансия.

Где можно работать

Нейропсихологи требуются в:

  • в частных и государственных медицинских и образовательных учреждениях;
  • в нейрохирургических центрах;
  • в психологических клиниках;
  • на кафедрах, где проводится научная деятельность.

Перспективой для специалиста станет открытие своего кабинета и ведение частной практики.

Похожие статьи

Как стать учителем биологии?

Учитель биологии – это один из немногих педагогов в преподавательском составе, задача которого не просто сделать все возможное для успешного поступления учеников в ВУЗ или колледж, но и обучить их действительно важным аспектам жизни. Стоит разобраться, как стать учителем биологии, в чем особенности педагогической работы этого специалиста и взвесить все «за» и «против» профессии в целом.
Читать далее

Как стать учителем математики?

На основах математики базируется не только множество повседневных задач, но и совершаются новые открытия, которые и по сей день ведут к технологическому прогрессу. Педагоги как раз и приоткрывают молодому поколению дверь в мир простых арифметических процессов, вычислительных действий и помогают найти решение даже к самым сложным ситуационным задачам. Стоит разобраться, как стать учителем математики и обозначить все нюансы этой профессии.
Читать далее

Кто такой логопед и чем он занимается?

Нередко у детей возникают дефекты речи, которые связаны с психологическими или физиологическими аспектами. Их можно устранить, если вовремя обратиться к специалисту и начать прорабатывать данную проблему. Это именно то, чем занимается учитель-логопед, кабинет которого может быть не только в медицинском учреждении, но и в школе, детском саду.
Читать далее