1. Главная
  2. Статьи
  3. Кто такой дефектолог и чем занимается?

Кто такой дефектолог и чем занимается?

Некоторые родители вынуждены сталкиваться с врожденными патологиями своего ребенка. Это могут быть легкие и серьезные заболевания психики, опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, слуха и т.д. Специалист дефектолог занимается помощью таким детям при обучении в детском саду или школе. Профессия дефектолога представляет собой педагога с коррекционным уклоном, работающим с детьми разного возраста с психическими или физическими нарушениями. Этот человек помогает детям подготовиться к школе, полноценно учиться наравне с остальными, исправить и вылечить отклонения, общаться с другими детьми.

Кто такой педагог-дефектолог

Работа коррекционным педагогом – это сложная деятельность. Дефектолог не является сертифицированным врачом, его деятельность включает в себя как знания педагогики, так и медицины и психотерапии. Дети и школьники с различными нарушениями относятся к категории учеников с ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ. Задача специалиста – обучить и воспитать таких учеников так, чтобы они могли полноценно учиться и общаться со сверстниками. Дефектологи работают в детских садах, государственных, но чаще, частных школах, центрах реабилитации, поликлиниках. Один дефектолог может работать с несколькими детьми по группам или на персональной основе занятий.

Дефектология занимается помощью детям с различными проблемами. Эту сферу образовательной деятельности можно разделить на несколько категорий. Олигофренопедагогика – это обучение детей с умственной отсталостью, задержками развития психики и т.п. Сурдопедагогика – помочь детям с нарушенным слухом, тифлопедагогика – это работа с учениками с серьезными проблемами зрения. Последняя категория специалистов часто выделяется отдельно из-за ее большой распространенности – это логопеды, помогающие детям с нарушениями речи любой тяжести. Именно услуги логопедики можно, как правило, получить в большинстве случаев. Остальные ОВЗ требуют помощи специализированных специалистов из учреждений по работе с такими детьми. Работа дефектолога имеет большое количество важных переменных. Помимо того, чтобы просто помогать ребенку изучать то, что изучают его сверстники, в меру его возможностей, нужно способствовать исправлению тех нарушений, которых возможно и помогать ему в развитии социальной жизни и навыков труда и быта.

Дефектолог с учеником

Разница между психологом и педагогом-дефектологом

Дефектолога можно спутать с другими важным специалистом, оказывающим помощь людям с психическими нарушениями. На самом деле – это очень разные специальности, услуги которых требуются в совершенно разных случаях. Дефектолог – это человек, который корректирует имеющиеся у ребенка недостатки, развивает его и учит. Психолог, даже если говорить только о специалистах по работе с детьми, занимается изучением психического состояния и помощью при любых проблемах поведения, мышления и психики. Дело в том, что чаще всего педагоги работают с детьми, у которых наблюдается, например, заикание, нарушение звукопроизношения, низкий уровень слуха, инвалидность и т.д. Тогда как к психологу обращаются любые люди и чаще всего из-за проблем, не связанных с серьезными заболеваниями – неуверенность, агрессия, замкнутость и т.д.

Задачи педагога-дефектолога

Специалисты дефектологии в школах и других образовательных учреждениях, в том числе специализированных, выполняют следующие функции:

  • Проводят обследования, оценку уровня развития, уровня определенных нарушений, анализ соответствия способностей пациента к средним показателям.
  • Анализируют медицинскую историю пациента, работают сообща с неврологами, логопедами, нейропсихологами и другими врачами, которые могут участвовать при работе с конкретными нарушениями.
  • Подбирают и разрабатывают методики воспитания и обучения для детей с ОВЗ. Составляют программы.
  • Применяют методики в ходе коррекционной работы. Работа происходит в группах или индивидуально.
  • Ведут подсчет результатов обучения, вносят изменения в программу на основе прогресса.
  • Ведут разговоры с родителями, учителями ребенка.
  • Подбирают и вводят мероприятия по развитию выделяющихся способностей детей.
  • Помогают пациентам с выбором направления школьной программы, будущей профессии и т.д.
  • Развивают социальный образ жизни детей.
  • Ведут отчеты.

Примеры методов работы дефектолога с детьми с ЗПР в ДОУ

Проблемы развития у дошкольников и учеников начальных классов встречаются не так редко. Особенно выделяется рост детей с задержкой психического развития. В работе с маленькими пациентами дефектолог использует различные методы.

Методики работы с детьми с ЗПР

Словесная работа. Дефектолог формулирует вопросы по ступеням, часто повторяет объяснения, рассказывает четко, выразительно и эмоционально. Речь специалиста всегда сопровождается демонстрациями и практикой.

Наглядные методики. Дети с ЗПР и другими нарушениями медленнее воспринимают информацию, поэтому педагог демонстрирует только по одному объекту. Применяются способы тренировки всех органов чувств для полноценного развития. Визуальные элементы лишены избыточными деталями, они просты и доступны.

Работа в игре. Для того чтобы помогать развивать память, восприятие и скорость мыслительной активности детям с ЗПР проводят умственные и практические упражнения и обучающие игры.

При работе в самых разных случаях педагоги-дефектологи должны использовать эти методики в комплексе. Помимо них, могут применяться нетрадиционные способы лечения и обучения. Они могут показывать очень высокую эффективность в отдельных случаях. Это такие методики, как терапия музыкой, фитотерапия (лекарственные растения), хромотерапия (влияние цветовых оттенков на настроение и состояние) и прочие.

Рекомендуемая документация

В связи с высоким разнообразием возможных нарушений развития, с которыми помогает педагог дефектолог, у этого специалиста даже больше необходимой документации, чем у обычных учителей. Дефектологи ведут такие документы, как протокол первичного обследования, журнал учета, карта развития пациента, протокол, список учащихся, журнал посещаемости, программа по работе с основной проблемой группы, программа индивидуальной работы, расписание занятий, график работы, журнал консультаций, годовой план и отчет.

Упражнения с дефектологом

Личные и профессиональные качества

Для того, чтобы успешно развиваться в данной профессии, необходимо обладать достаточным опытом и востребованными знаниями, а также подходящими качествами характера и личности.

Требования к педагогу

Без следующих основных знаний дефектолог не сможет полноценно выполнять свою работу. Он должен получить образование и/или отлично разбираться в таких сферах, как психология, социология, анатомия, конфликтология, педагогика, патологии развития, неврология, методы дефектологии и взаимодействие с родителями. Разумеется, в работе необходимо оценивать результаты медицинских обследований, поэтому дефектолог должен быть знаком с базовыми знаниями врачей.

Качества

Если говорить о личностных качествах педагога, то характеристика схожа с другими образовательными специальностями. Основные важные черты – это коммуникабельность, терпеливость и искренняя доброжелательность. Это по-настоящему сложная работа, по сравнению с обычной педагогикой в дефектологии требуется еще большая любовь к детям и желание помочь. Дефектолог должен уважать детей и их желания, замечать их таланты и хвалить их за успешное достижение целей. Специалист должен создавать доверительные дружественные отношения с учениками. Разумеется, как учитель, он должен сохранять порядок, а потому сам быть дисциплинированным и ответственным. Еще одна важная деталь – это сохранение профессионального подхода: специалисту нельзя глубоко погружаться в чужие проблемы, рано или поздно близко принимающие к сердцу беды люди могут не выдержать подобной работы, пусть и направленной на помощь другим.

Обучение на дефектолога

Дефектология сама по себе является сложной и непопулярной деятельностью. Если получается найти в интересующем ВУЗе специальность «Дефектолог», то получение высшего образования будет наиболее понятным и простым способом. Чаще всего же, чтобы стать дефектологом, люди поступают на высшее по психологической или педагогической специальности. После этого необходимо пройти профессиональную переподготовку по соответствующему направлению, которое занимает около 1,5 лет.

Плюс и минус профессии

Плюсы и минусы профессии

Многие люди, собирающиеся заниматься педагогическим делом, могут заинтересоваться профессией дефектолога. Несмотря на, возможно, подходящие характеристики, необходимо трезво оценивать будущую специальность. Нужно ясно понять, что представляет собой работа дефектолога и сделать выбор.

Плюсы профессии

В данной работе можно найти много особых преимуществ. К примеру, по сравнению с другими педагогическими специальностями, коррекционные учителя работают меньше обычных – 5-6 часов день. Следующие плюсы профессии заключаются в том, что дефектолог – это востребованная работа. Люди, которые хотят помогать другим восстанавливаться или учиться, могут стать настоящими профессионалами. Специальность обладает достаточно неплохими карьерными перспективами, знания, полученные в ходе деятельности, помогают и в обычной жизни, педагоги получают социальный пакет и могут заниматься научной деятельностью и зарабатывать на частных занятиях.

Минусы в работе

К основным недостаткам профессии можно отнести большую нагрузку на собственную психику при работе с большим количеством пациентов, за здоровье которых будете ответственны только вы. Могут возникать сложности и конфликты с определенными детьми и родителями, другими учителями. Дополнительно могут давить на специалиста случаи, когда лечение остается безуспешным. У педагога много обязанностей, а если идти работать в государственное учреждение, зарплата будет не такая большая.

Карьерный рост и зарплата

После окончания обучения начинающие педагоги могут работать по специальности в специализированных школах, детских садах и дошкольных образовательных центрах. Поначалу средняя зарплата составляет до 25000 рублей. Только после получения рабочего опыта в течение 2-3 лет дефектолог может начинать работать исключительно самостоятельно в центрах реабилитации. Средняя заработная плата составляет 35-45 тысяч рублей. Педагоги, работающие в частных учреждениях, получают от 50000 рублей. Примерно такой же размер заработной платы можно получать на высокой должности в государственных организациях. В зависимости от уровня опыта дефектолог по частным занятиям может получать больше 65-70 тысяч рублей.

Похожие статьи

Как стать учителем русского языка и литературы?

Грамотное письмо, поставленная речь и просто достойное владение языком – это прямой показатель образованности человека. Русский язык и литература являются обязательными предметами в любых школах, поэтому профессия учитель русского языка и литературы остается востребованной на рынке труда. Полноценно подготовить учеников к вступительным экзаменам в ВУЗ или ЕГЭ может только специалист с большим опытом и достойными личностными качествами преподавания, поддержки и знаний филологии, истории и литературы.
Читать далее

Кто такой тьютор и чем занимается?

Тьюторство – достаточно новое и непривычное для отечественного образования явление. Первые упоминания этой специальности на территории России появлялись еще 20 лет назад, но на данный момент большое количество людей все еще не понимает, кто это и какие функции выполняет. У тьютора специфическая, но очень важная роль в образовательном процессе – наставничество. Уже сейчас заметны тенденции к востребованности данной профессии, поэтому при планировании педагогической карьеры нужно уяснить все особенности работы тьютором и, возможно, пойти учиться на эту специальность.
Читать далее

Что такое профессиональная переподготовка?

Профессиональная переподготовка дает возможность получить дополнительные знания в конкретной области. То есть, получить другую специальность на основании уже имеющегося профобразования, освоить новые навыки, сформировать дополнительные полезные компетенции.
Читать далее