Грамотное письмо, поставленная речь и просто достойное владение языком – это прямой показатель образованности человека. Русский язык и литература являются обязательными предметами в любых школах, поэтому профессия учитель русского языка и литературы остается востребованной на рынке труда. Полноценно подготовить учеников к вступительным экзаменам в ВУЗ или ЕГЭ может только специалист с большим опытом и достойными личностными качествами преподавания, поддержки и знаний филологии, истории и литературы.
Как стать учителем русского языка и литературы?
Описание профессии
Учитель русского языка – традиционный преподаватель-предметник, работающий с классами средней и старшей школы. Основное время обучения уделяется повышению грамотности письма, устной речи, общекультурному развитию школьников. На плечах учителей русского языка также большая ответственность, т.к. русский язык является обязательным экзаменом в ЕГЭ и ОГЭ.
В большинстве случаев один человек ведет и русский язык, и литературу, но в некоторых учреждениях предметы могут быть разделены между педагогами соответственно знаниям и опыту. Чаще всего поле деятельности преподавателя делится только по классам: выпускные классы (9-11) и средние (5-8). Это создает большую рабочую нагрузку, сравнимую с преподаванием математики. По законодательству РФ, у педагога 18 учебных часов без включения внеклассного преподавания, но на деле математики и языковеды могут работать до 30 часов в неделю.
Профессия преподавателя языка и литературы высоко ценится из-за важности этих предметов как для будущего образования учеников, так и для их жизни в целом. Педагоги в некоторой степени отвечают за формирование личности ученика под влиянием русской культуры – литературы и богатства языка. Важно достойное преподавание русского и для иностранных учеников, которым учитель поможет овладеть речью, грамотностью и четкостью произношения слов.
В задачу учителя русского языка и литературы, помимо этого, входит: создание интереса и мотивации у школьников к изучению языка и произведений отечественных авторов, формирование базовых знаний о литературных произведениях и элементах языка, а также обеспечение достаточной практической части процесса обучения.
Особенности специальности
У специалиста, который преподает детям их родной язык, огромное значение и влияние. На его занятиях школьники должны получать правильное восприятие языка. От того, насколько профессионально педагог будет знакомить учеников с богатством языка, зависит их будущий уровень образованности. Именно в силах педагога-языковеда убеждение детей в большой роли грамотности и развития языка, на котором они говорят. К тому же нельзя забывать о патриотической части предметов русского языка и литературы. Преподавательские способности специалиста оцениваются не только текущими знаниями его учеников на его уроках, но и на основе их результатов в ЕГЭ, ОГЭ и других экзаменах.
К преподаванию родного языка достаточно высокие требования. На сегодня с развитым телевидением и интернетом широко распространены мнения о частых нарушениях литературного языка, снижения интеллектуального и нравственного уровня речи подростков. В силах преподавателя привить школьникам любовь не только к отечественным произведениям, но и языку как таковому. Поэтому от педагога требуется большая самоотдача и собственный багаж знаний. Здесь, соответственно, приобретают важность и знания детской психологии, как и в большинстве педагогических специальностей.
Важную роль играет учитель языка и литературы в обучении иностранцев. Нужно понимать, что русский язык для большинства не знающих его людей является очень трудным в понимании и произношении. По этой причине большая сложность для тех, кто хочет стать учителем русского языка и литературы, заключается в одинаковой важности огромного багажа собственных знаний и методов преподавания, как в качестве родного языка, так и для иностранных учеников. Учитель русского при обучении иностранных школьников должен направлять все усилия для точной передачи национального колорита и слога русской литературы и языка.
Обязанности учителя русского языка и литературы в школе
Если брать за основу официальный профессиональный стандарт педагога-языковеда, то в его обязанности входит следующая деятельность, схожая с другими педагогами-предметниками:
- Планирование занятий.
- Разработка программ по обучению языку и литературе согласно уровню познавательных способностей и мотивации детей.
- Организация эффективного учебного процесса.
- Разработка собственных школьных программ.
- Оценивание знаний и ведение соответствующей документации вместе с отчетами школьному руководству.
- Составление собственных и проведение проверочных работ, контрольных, тестов и т.д.
- Самообучение и повышение квалификации.
Наравне с основной учебной деятельностью у преподавателя часто присутствуют внеклассные обязанности в виде внеурочных занятий (для подготовки к экзаменам, ЕГЭ/ОГЭ, работе с отстающими учениками, закреплению определенных тем предмета и т.п.). Также большинство преподавателей-предметников занимается классным руководством, которое требует дополнительных действий: контроль успеваемости и поведения группы, собрания, контакт с родителями и другими педагогами. Нельзя забывать и об ответственности преподавателя за здоровье учеников во время его занятий, что является обязательным для любого педагога. Согласно Федеральному Закону РФ, учитель должен регулярно повышать квалификацию и заниматься самообразованием. Сюда можно отнести посещение семинаров, прохождение курсов, а также обязательную переаттестацию каждые 3 года.
Как стать учителем русского языка и литературы
Важно быть готовым ко всем трудностям искусства педагогической деятельности перед тем, как идти учиться на учителя языка и литературы. При соответствующих качествах (любовь к детям, способности к преподаванию, самоотдача и готовность к рабочим нагрузкам) стать учителем русского языка можно несколькими способами. Выбор между ними зависит от имеющегося образования.
Высшее педагогическое
Обучение в высшем учебном заведении является наиболее распространенным способом получить специальность учителя русского языка и литературы для людей, окончивших 11 классов. Учеба по направлению Педагогическое образование с двумя профилями подготовки «Русский язык, литература» длится 4 года или 5 лет.
Среднее профессиональное педагогическое
Получить педагогическое образование можно в колледже на базе 9 классов школы. Необходимо сдать ОГЭ и поступить на направление учителя русского языка и литературы начальных классов. Обучение занимает 2 года 10 месяцев, после чего можно официально работать в государственных и частных школах. Однако в большинстве учреждений для работы именно по двум предметам необходима дополнительная квалификация, которую можно получить с высшим образованием или профессиональной переподготовкой. Дополнительное обучение на курсах переподготовки займет 300 учебных часов.
На базе иного образования
Пройти курсы профессиональной переподготовки «Русский язык в общеобразовательных организациях», «Теория и методика преподавания русского языка в образовательных организациях» и другие можно и без педагогического образования. Подходящими специальностями в таком случае могут выступать журналистика, филология и другие. Длительность прохождения курсов достаточно большая – от 900 часов.
Плюсы и минусы специальности учителя русского языка и литературы
Большим преимуществом специальности в школе является длительный отпуск во время летних каникул. В этот период можно как заниматься размеренной работой с документацией и подготовкой к следующему учебному году, так и слетать в отпуск. Также плюсом стоит выделить реализацию своего преподавательского умения, что является целью для желающих стать преподавателем. Преподавание языка и литературы – это комплексная работа, связанная с личным восприятием каждого ученика, интересными беседами и творчеством. Трудоустройство в школах и ВУЗах официальное, что также является преимуществом.
К минусам можно отнести ненормированный график работы и большую ответственность специалиста. Русский язык является обязательным экзаменом, отвечать за результаты учеников будет именно педагог. В рабочем дне у педагога-предметника очень много разных процессов, часто не хватает времени на то, чтобы успеть все. Из этого вытекает недостаток в виде большой психоэмоциональной нагрузки. А также стоит не забывать, что далеко не каждый человек сможет эффективно увлекать учеников своим предметом. В работе преподавателем необходимо искреннее желание учить детей и помогать им.