1. Главная
  2. Статьи
  3. Должностная инструкция педагога-психолога

Должностная инструкция педагога-психолога

Должностная инструкция педагога-психолога представляет собой документ, определяющий профессиональные обязанности, требования как к специалисту, права и прочие нюансы работы. Как правило, инструкция выступает в роли приложения к трудовому договору и отражает все особенности работы педагогом-психологом. Документ имеет юридическую силу, соответственно, специалист обязан соблюдать все пункты, а в случае нарушений возможны негативные последствия. Кроме того, важно уделить особое внимание к процессу составления документа, его пунктам и оформлению.

Образец должностной инструкции

Документ включает несколько пунктов. Каждый имеет определенное назначение. Как правило, все должностные обязанности и прочие сведения представлены в виде последовательного списка., что существенно облегчает процесс ознакомления.

Общие положения

Пункт отображает основные требования к кандидату и работнику. Как и все специалисты учреждения, он подчиняется только директору, а при его отсутствии его заместителю или исполняющему обязанности. Соответственно, уволить или принять на работу также может только руководящее лицо.

Чтобы получить одобрение при трудоустройстве на должность, важно соответствовать определенным критериям:

  • образование по специальности среднее или высшее;
  • опыт работы не менее двух лет;
  • знание профильных законов, стандартов, определяющих его деятельности;
  • владение достаточным объемом знаний в педагогике и психологии;
  • умение применять на практике педагогические методы и психологические способы коррекции с учетом возрастных особенностей, гендерной принадлежности и социального статуса;
  • умение проводить исследования как в области педагогики, так и в психологии;
  • выполнение анализа данных, сбор информации и проведение исследований;
  • владение приемами выполнения групповых и индивидуальных занятий;
  • проведение консультаций в индивидуальном порядке и в группах с адаптацией техники сбора информации исходя из возраста участников и поставленных целей;
  • взаимодействие с другими специалистами, в том числе с педагогами, психологами других учреждений;
  • знание теоретических основ, их применение на практике в ходе психодиагностики;
  • решение любых спорных ситуаций в рамках профессиональных обязанностей;
  • применение передовых методик и техник из области психологии и педагогики;
  • соблюдение норм этики и морали;
  • владение правилами документооборота;
  • управление персоналом, входящим в подчинение, контроль кадрового состава, его обучение;
  • владение элементарным офисным оборудованием, техникой, необходимой для полноценной работы;
  • соблюдение санитарных правил, гигиены, пожарной безопасности.

Помимо перечисленного, психолог в ходе работы обязан соблюдать действующее законодательство, в рамках профессиональных стандартов и норм, заниматься ведением внутренней документации. В ходе работы специалистов основным руководствующим документом становится должностная инструкция и внутренний устав учреждения.

Молодая женщина смотрит на планшет на белом фоне

Перечень обязанностей

Раздел определяет основные функции психолога в учебном заведении. В первую очередь, специалист занимается разработкой и внедрением программ как по психическому, так и по педагогическому направлению.  Ежедневно он наблюдает за учащимися всех возрастных групп либо конкретно выделенной для определения возможных причин психологических проблем. На основании полученных сведений составляется документация. Кроме того, активно используется электронная база учреждения, куда также вносятся все сведения в рамках профиля специалистов.

В обязательном порядке проводится работа со всеми учащимися, сотрудниками заведения и родителями детей в рамках исследований с соблюдением прав и обязанностей психолога. Специалист активно должен участвовать в составлении учебных планов и внешкольных мероприятий, в том числе образовательного и профилактического характера. При необходимости он оказывает профессиональную помощь другим педагогам и коллегам. Обязательно регулярно проводит консультации для коллектива и родителей, касающихся как педагогической жизни в учреждении, так и ее психологического аспекта. По результатам психолого-педагогической подготовки специалист составляет заключения.

В случае возникновения проблем в развитии конкретного ребенка психолог-педагог проводит консультацию и составляет план коррекционных мероприятий.

Помимо этого, профессиональные обязанности психологов включают:

  • изучение новых методов работы с учащимися, их внедрение в работу;
  • диагностику отклонений у учеников как в сфере образования, так и в психическом развитии, составление плана коррекции;
  • проведение диагностических мероприятий для своевременного выявления нарушений по заданным критериям;
  • информирует директора учреждения о выявлении отклонений у конкретных учеников;
  • осуществляет контроль за соблюдением санитарных норм в пределах ответственности.

Права психолога-педагога

Специалист имеет право выносить предложения руководящему составу, направленные на улучшение педагогической деятельности и психологической обстановки в коллективе и среди учеников. Кроме того, он может участвовать во всех собраниях, в ходе которых обсуждаются образовательные процессы и формирование психологического климата.

Помимо этого, выделяются и другие права психолога. Он может:

  • требовать от руководящего состава соблюдения всех пунктов, закрепленных в документе, определяющем обязанности специалистов;
  • рассчитывать на помощь от коллег, необходимую для выполнения работы, а также получать всю нужную информацию, касающуюся детского коллектива и преподавательского состава;
  • знакомиться с документацией, в той или иной степени касающейся психолого-педагогической деятельности.

Ответственность специалиста

В должностной инструкции закреплены ситуации, в которых психолога могут наказать. Это:

  • совершение действий, повлекших нанесение материального вреда работодателю;
  • отказ от исполнения обязанностей, закрепленных в данном документе;
  • несоблюдение законодательства в рамках административного и трудового права.
молодая офисная работница сидит за офисным столом с документами

Нюансы составления инструкции

В законодательстве не закреплены конкретные параметры, согласно которым составляется должностная инструкция, определяются права и обязанности психолога и педагога. По этой причине ориентироваться стоит на типовые документы. Они, как правило, составляются с учетом профессиональных стандартов и справочников по конкретной квалификации. Поэтому форма документа будет во всех случаях схожая. Стандартом является наличие следующих пунктов:

  • Общая часть. Как правило, является одинаковой для всех должностных инструкций психологов. Она определяет требования к образованию и стажу. При необходимости руководитель может указать свои требования.
  • Обязанности. Могут назначаться исходя из типа учреждения – детский сад, обычная школа, специальная организация. Поэтому для составления документа привлекаются уже работающие в учреждении специалисты.
  • Ответственность. Определяет возможные виды нарушений и последствия. Может иметь стандартный перечень либо дополнительные пункты по желанию руководителя.
  • Права. Определяет права, которыми владеют все психологи в учебных заведениях. Как правило, данные разделы схожи у большинства профессий, но могут быть исключения. Например, психолог может иметь право рассчитывать на повышение квалификации и дополнительное обучение за счет учреждения.

При необходимости дополняются другие пункты, что позволяет более подробно определить права и обязанности специалиста на должности педагога-психолога.  Это могут быть разделы, определяющие условия работы специалиста, наличие должностных связей, способы оценки результатов деятельности. Кроме того, как и в любом другом официальном документе, должны быть расшифровки подписей, обязательно указывается дата написания стандарта, реквизиты организации, в рамках которой он действует.  В разработке документа участвуют юрист, педагоги учебного заведения, руководящий состав, представитель отдела кадров. Документ вступает в силу только после его подписания всеми сторонами-участниками.

Похожие статьи

Как стать учителем математики?

На основах математики базируется не только множество повседневных задач, но и совершаются новые открытия, которые и по сей день ведут к технологическому прогрессу. Педагоги как раз и приоткрывают молодому поколению дверь в мир простых арифметических процессов, вычислительных действий и помогают найти решение даже к самым сложным ситуационным задачам. Стоит разобраться, как стать учителем математики и обозначить все нюансы этой профессии.
Читать далее

Судебно строительно техническая экспертиза

Строительно-техническая экспертиза – комплекс процедур, направленный на определение технических параметров конкретного сооружения, здания, его отдельных элементов, линий коммуникаций и так далее на их соответствие утвержденным нормативным требованиям.
Читать далее

Как стать учителем начальных классов?

Учителя начальных классов – достаточно сложная группа специальностей с множеством требований. В работе учителем большую роль играют знания о детской психологии и педагогическому искусству. Преподаватель начальных классов – это не только учитель, но и воспитатель, и психолог. В целом, данная профессия учителя требует от человека большой отдачи и искреннего желания работать с детьми.
Читать далее