1. Главная
  2. Статьи
  3. Кто такой логопед и чем он занимается?

Кто такой логопед и чем он занимается?

Нередко у детей возникают дефекты речи, которые связаны с психологическими или физиологическими аспектами. Их можно устранить, если вовремя обратиться к специалисту и начать прорабатывать данную проблему. Это именно то, чем занимается учитель-логопед, кабинет которого может быть не только в медицинском учреждении, но и в школе, детском саду.

Основная специализация логопедов

Специалист-логопед занимается диагностированием, профилактикой и исправлением дефектов речи не только у детей, но и у взрослых. Он использует специальные методики работы, которые включают тренировки и программы для восстановления произношения как отдельных звуков, так и целых предложений. Помимо этого, он также диагностирует появление нарушений на ранних стадиях, назначает корректирующие упражнения для устранения речевых нарушений.

Для получения должности логопеду не нужно иметь высшее медицинское образование. Данная специализация изучается в ВУЗах педагогической направленности, где подробно разбираются современные методы коррекции и исправления нарушений. Что касается проблем, вызванных перенесенной травмой или конкретным заболеванием, здесь необходим только врач, который сможет провести инструментальную диагностику.

Чем занимается логопед

Основное направление деятельности логопедов в детских садах, школах и других образовательных учреждениях – своевременное диагностирование и борьба с различными проблемами речевого комплекса, которые являются приобретенными или врожденными.

Задачи специалиста

  • Определение типа дефекта речи у ребенка.
  • Изучение проблемы, поиск причины появления нарушения.
  • Подбор и применение лечебных методик и тренировок, которые помогут конкретному пациенту.
  • Коррекционные и обучающие занятия.
  • Наблюдение за пациентом после окончания занятий.
  • Назначение профилактических методик и упражнений для предотвращения появления и развития дефекта речи.

Независимо от того, имеет ли логопед медицинское образование, он активно сотрудничает с отоларингологами, психиатрами, психологами, офтальмологами, терапевтами и другими специалистами, которые помогут справиться с нарушениями, вызванными различными заболеваниями.

Работа логопеда в детском саду

Во многих детских садах (муниципальных и частных) работают логопеды, задача которых состоит не только в коррекции произношения звуков, но и в выявлении патологий, заболеваний и прочих проблем у детей разного возраста. Нередко проводятся групповые занятия, которые помогают укрепить знания, улучшить слуховое и зрительное восприятие малыша.

Еще одной задачей логопедов в заведения дошкольного образования является подготовка детей к школе. Специалист работает с постоянным пополнением словарного запаса детей, улучшает навыки чтения и письма, развивает устную речь, фантазию, помогает справиться со страхом публичных выступлений и ответов на занятиях.

Задачи специалиста в школе

Педагог занимается с детьми в школах первой ступени (1-4 классы) и позволяет справиться с нарушениями письма и чтения, речевыми дефектами, психологическим напряжением и зажимами. Логопедический пункт представляет собой отдельный кабинет. Зачастую специалист принимает детей индивидуально, но, могут проводиться также групповые занятия, если в этом есть необходимость.

Логопедический пункт может быть на одну или несколько школ, расположенных рядом. Обычно, задача эксперта состоит в следующих аспектах:

  • комплексная диагностика устной речи у первоклассников, определение дефектов, общего уровня развития;
  • проверка устной и письменной речи у учащихся со 2 по 4 классы;
  • индивидуальная беседа с детьми, своевременное диагностирование проблем и их решение, определение ряда заболеваний, которые могут вызвать дефект речи;
  • проведение коррекционных занятий со школьниками разных возрастов, подключение родителей к решению конкретных проблем;
  • направление к специалистам разного профиля, если в этом есть необходимость;
  • профилактика возникновения и развития дефектов речи;
  • проведение тематических занятий для школьников, их родителей и учителей, которые помогут понять проблематику заболеваний и научат заниматься с теми детьми, которые имеют врожденные или приобретенные дефекты речи;
  • помощь детям в усвоении школьного материала (устного и письменного).

В школе особенно остро становится вопрос социализации и адаптации детей с дефектами речи. Поэтому логопед обязан проводить разъяснительные лекции, которые помогут нейтрализовать враждебность сверстников и принять детей с дефектами в коллектив.

Основные причины нарушения речи

  • Нарушения развития, возникшие еще в утробе матери, включая инфекции, интоксикации, травмы.
  • Аномалии развития, в частности дефекты языка, голосовых связок, зубов и челюстей.
  • Психологические травмы в детском и подростковом возрасте.
  • Поражения центральной нервной системы в результате инфекционного заболевания, травмы, инсульта или инфаркта.
  • Нарушения речи, связанные с отсутствием общения и развития ребенка (педагогическая запущенность).
  • Нарушения носоглотки, слуха, прочие проблемы с основными органами чувств.

Логопед осуществляет коррекцию как устной, так и письменной речи. Пациент может испытывать трудности при воспроизведении речи, формировании слов и предложений, страдать нарушениями мыслительного процесса, что не сказывается на его интеллекте, но приводит к проблемам в социуме и жизни в целом.

Зачем нужно ходить к логопеду?

Специалист поможет проработать различные проблемы, связанные с речью, еще на начальных этапах. Проблемы с произношением определенных звуков можно решить при помощи различных методик и тренировок, если сразу же заняться этим вопросом и не закрывать глаза на симптомы. Занятия с профессионалом помогут:

  • скорректировать произношение отдельных звуков, слогов, слов;
  • сформировать правильные речевые акценты у детей, которые еще не умеют нормально разговаривать;
  • развить фонематический слух;
  • правильно поставить голос, тембр, тональность и эмоциональный окрас без перепадов;
  • проработать лексический и грамматический строй речи;
  • развить логическое и творческое мышление;
  • начать излагать свои мысли с использованием связной речи;
  • усовершенствовать мелкую моторику рук, навыки письма;
  • проработать устную и письменную речь ребенка.

Уже после первого занятия логопед точно скажет, в чем может заключаться проблема, нужно ли обращаться к другим экспертам, и с каких упражнений стоит начать, чтобы увидеть положительную динамику. Кроме того, учитель сможет объяснить ребенку, как самостоятельно справляться с дефектами речи, поможет ему справиться с психологической нагрузкой и давлением со стороны сверстников.

Распространенные проблемы и заболевания

Существует несколько распространенных заболеваний, с которыми может справиться логопед вместе с другими специалистами.

Дисграфия
Заболевание сказывается на письменной речи, вызывая затруднения с написанием отдельных слов или целых предложений. При этом навыки чтения и устной речи, а также слух не имеют никаких нарушений. Проявление дисграфии заключается в постоянных грамматических ошибках, которые непроизвольно возникают во время письма.

Кроме того, могут возникнуть проблемы с повторением правильной формы букв, порядком слогов и даже слов. Если нарушения возникают практически в каждом слоге, что вызывает большие сложности у ребенка во время изучения письма, такое заболевание называется аграфией.

Дислексия
Суть заболевания заключается в нарушении восприятия речи во время чтения. Иными словами, человек испытывает трудности во время воспроизведения написанного текста. Без своевременной диагностики и лечения дислексия может перерасти в алексию, когда ребенок физически не может овладеть навыками чтения.

Причиной отклонения являются нарушения в работе задней доли головного мозга, что проявляется в снижении активности определенных нервных участков, которые отвечают за работу с письменной речью.

Афазия
Патология возникает после физической или психологической травмы, а также перенесенной инфекции, которая поразила речевой центр головного мозга. Нередко афазия также проявляется после инсульта или при онкологии. Проблема возникает только у людей, которые уже начали формировать свою речь (старше 3-х лет).

Алалия
Патология речевого центра нарушает формирование, восприятие и повторение речи. Даже если ребенок будет постоянно слышать звуки и речь, он не сможет их воспроизвести. Основные причины: травма головы, врожденные аномалии развития, последствия перенесенных инфекционных заболеваний.

При этом, у пациента с алалией могут наблюдаться высокие умственные способности, которые не зависят от данной патологии. Память, навыки, таланты, интеллект остаются такими же, как и у обычных людей. В легких случаях восстановить речевой центр можно за 2-4 года, в тяжелых случаях первые результаты могут появиться только тогда, когда ребенку исполнится 10 лет. Нередко алалия является признаком аутизма, задержки речевого развития, олигофрении, поэтому нужно своевременно обратиться к специалисту.

Заикание
Заболевание может выражаться в двух формах: паузы перед определенными звуками или их повторение одного и того же звука несколько раз. Пораженная нервная система вызывает перевозбуждение мышц речевого аппарата, что и является причиной проблем с воспроизведением речи. Причиной заикания может быть психологическая травма, стресс, инфекционные заболевания, травмы челюсти и лицевых мышц, инсульт, инфаркт и т.д.

Дизартрия
Патология связана с нарушением развития губ, мягкого неба и языка, которые принимают непосредственное участие в формировании звуков. Пациент часто обладает неправильным произношением, при этом нет никаких нарушений речевого центра головного мозга или слуха. Даже обычная речь становится невнятной и смазанной, постепенно больной утрачивает способность понятно выражаться.

Ринолалия
В результате патологии или приобретенного поражения верхних дыхательных путей появляется гнусавость, которая приводит к изменению тембра голоса и звукообразования. Если обычно воздух только проходит через носовые ходы и «превращается» в звуки уже в ротовой полости, то ринолалия приводит к обратному эффекту, что и изменяет итоговые характеристики речи. Помимо гнусавости, заболевание характеризуется неразборчивой, монотонной речью без эмоционального окраса.

Дислалия
Патологии речи возникают без поражения нервной системы или речевого центра. Обычно, пациент не может произносить один конкретный звук или несколько похожих между собой по этимологии. Одной из причин дислалии являются приобретенные или врожденные дефекты органов, которые имеют непосредственное влияние на формирование звуков.

Что касается функциональной дислалии, она возникает преимущественно у детей и связана с неправильным восприятием речи взрослых из-за отсутствия общения и воспитания, а также в том случае, если в семье общаются на нескольких языках. Проблема также наблюдается при наличии дефектов речи у одного из родителей (ребенок начинает изучать слова вместе с неправильным произношением), поэтому эксперт занимается, как с детьми, так и со взрослыми.

Тахилалия
В отличие от заикания, патология проявляется в виде ускоренной речи. При этом больной разговаривает слишком торопливо и с напором, из-за чего теряется четкость отдельных слов и предложений в целом. Нередко пациенту приходится несколько раз повторять сказанное, так как были пропущены некоторые звуки.

Основная причина проблемы – постоянное или временное поражение отдельных участков мозга, которые отвечают за речь. Зачастую тахилалия носит временный характер и возникает как реакция на стрессовую ситуацию, при знакомстве с новыми людьми, публичном выступлении и т.д.

Брадилалия
Пациент с брадилалией обладает замедленной речью. Причины такие же, как при тахилалии, но речь человека становится слишком тянущейся, что также приводит к искажению некоторых звуков. Больному трудно переходить с одного слога на другой, а речь требует усиленного сокращения мышц лица.

На фоне поражения головного мозга может возникать брадифазия, которая также характеризуется нарушением мыслительных процессов и появлением других отклонений, связанных с памятью, чтением, обучаемостью и прочими категориями. При этом, речевой аппарат не поражается.

Дисфония
Проблема связана с патологией, травмой или другим поражением голосового аппарата. Болезнь изменяет характеристики голоса, из-за чего нарушается произношение отдельных звуков или целых слов. У пациента может возникать дисфония, которая связана с резким изменением тембра голоса, а также афония – человек может нормально говорить только шепотом. Дисфония является проблемой детей в любом возрасте, реже возникает у подростков.

Особенности проведения приема логопеда

Чтобы понять, что делает учитель-логопед, необходимо ознакомиться с его методиками. Обычно, специалист действует по заранее отработанной схеме, чтобы собрать наиболее полный анамнез и поставить точный диагноз, а также определиться с методом работы конкретного клиента.

Опрос
Первичное обследование пациента начинается с общения. Если речь идет о ребенке, информация уточняется у родителей. Логопед уточняет, какими заболеваниями он страдал раньше или сейчас, были ли патологии, задержки в развитии, задает вопросы об общем психическом и физическом состоянии. К самым распространенным категориям относятся:

  • Время появления речевых дефектов. Позволяет определить, являются ли дефекты речи врожденными, или же они появились недавно по ряду причин.
  • Наличие проблем. К примеру, позднее первое слово и разговор, проглатывание звуков, проблемы с выговором конкретных звуков могут свидетельствовать об определенной патологии.
  • Перенесенные заболевания. Чтобы собрать наиболее полный анамнез, необходима информация о перенесенных инфекционных заболеваниях, а также проблемах с нервной, сердечно-сосудистой системой, нарушения слуха или зрения, прочих болезнях, перенесенных с момента рождения.
  • Беременность и роды. Речевые патологии, вызванные проблемами с головным мозгом, нередко возникают еще в утробе матери. Кроме того, на патологическое состояние могут повлиять травмы во время рождения, обвитие пуповиной и прочее.
  • Наличие врожденных аномалий. Особое внимание логопед обращает на проблемы с развитием зубов, языка, других органов полости рта, которые отвечают за правильное воспроизведение звуков. Нарушения слуха и зрения также могут спровоцировать патологии речевого центра.
  • Общие показатели развития ребенка. Родители должны рассказать об умственном и физическом развитии ребенка, начиная с первых дней жизни. Недостаточный рост и масса тела, аномалии, связанные со строением черепа, также могут быть причинами нарушений.

Взрослые пациенты отвечают на те же вопросы, только охватывается не только детский период, но и последующие годы жизни. Обязательно нужно сообщать о травмах, перенесенных операциях, заболеваниях, болях и т.д.

Осмотр
После общения специалист проводит подробный осмотр тех органов, которые могли стать причиной появления конкретного дефекта речи. Обязательно обращается внимание на следующие факторы:

  • состояние зрения;
  • наличие деформаций пальцев рук и кистей
  • проверка органов слуха;
  • отсутствие травм, деформаций, патологий языка и ротовой полости;
  • оценка состояния зубов, их расположения, количества;
  • строение челюсти и лицевого скелета в целом;
  • функциональность лицевых мышц, скорость их сокращения.

В том случае, если были найдены отклонения определенных систем органов, логопед может отправить ребенка на консультацию к другому специалисту (отоларинголог, стоматолог, окулист, травматолог, невропатолог и т.д.).

Оценка речи
Является одним из важнейших этапов поиска и диагностирования патологий, а также определения причины их возникновения. Оценивается как письменная, так и устная речь ребенка. Логопед учитывает особенности пациента, его возраст, различные факторы воздействия, перенесенные заболевания и т.д. Специалист оценивает следующие характеристики речи:

  • Письменная речь. Для этого пациент должен на бумаге изобразить буквы, цифры, слоги и слова. В зависимости от возраста, символы диктуются или копируются с книги. Также проверяется уровень мышления и логики путем записывания названий предметов по картинкам.
  • Чтение. Тест предназначен для пациентов старше 5 лет, которые уже умеют читать. Ребенок должен прочесть определенные слова и объяснить их. Во время исследования эксперт изучает характеристики голоса, параметры речи, включая интонацию и скорость.
  • Грамотность. Проверяется правильность написания слов, работа со множественным числом, сопряжение отдельных слов и прочее.
  • Словарный запас. Логопед проверяет, знает ли ребенок синонимы и антонимы, просит его описать предметы, уточняет знание обобщающих и прочих слов, которые позволяют ему свободно изъяснять свою речь.
  • Разговорная речь. Специалист задает ребенку самые простые вопросы, начиная от его имени и возраста, и заканчивая любимым животным, занятием, отношение к детскому саду или школе, прочее.
  • Автоматическая речь. Для начала, эксперт просит пациента сосчитать от 1 до 10, после чего сделать это в обратном порядке. Вместо чисел могут использоваться сезоны, дни недели, названия пальцев. Нередко врач просит продекламировать что-нибудь вслух (короткую песенку или стишок).
  • Речевая моторика. Проверяется движение губ, языка, челюсти, а также других частей лица, которые участвуют в воспроизведении речи и формировании звуков.
  • Произношение. Тест позволяет понять, как ребенок произносит гласные и согласные, звонкие и шипящие звуки, соединяет их в слоги и слова разной длины и уровня сложности.

После каждого исследования логопед делает определенные пометки, которые позволят в итоге вывести общую клиническую картину и понять, в чем состоит причина патологии речи.

Оценка слуха
Обязательной частью исследования пациента является оценка состояния его слуха. Если есть проблемы со внутренним или внешним ухом, это негативно сказывается на формировании речи ребенка. Эксперт проверяет:

  • полноту выполнения определенных действий;
  • реакцию на голос близкого человека;
  • реакцию на слишком громкие и тихие звуки;
  • распознавание шепота;
  • возможность повторения услышанной информации.

В том случае, если во время диагностики были обнаружены проблемы со слухом, пациента направляют на консультацию к отоларингологу. Врач должен оценить все слуховые функции и их уровень, используя при этом инструментальные методики.

Оценка зрения
Проводится в том случае, если есть проблемы с письменной речью. Если ребенок изначально плохо видит буквы и цифры, он не сможет их правильно писать и распознавать в тексте, даже если нет повреждений головного мозга. Помимо реакции на вспышку, логопед также проверяет узнавание оттенков, цветов, предметов по картинкам, оценивает слежение за предметами в движении и использует другие точные методики.

Какие проблемы решает специалист?

Логопед корректирует, диагностирует, назначает корректировку нарушений устной и письменной речи у детей и взрослых. К самым распространенным проблемам относятся некорректное произношение слов, звуков, слогов или букв, дислексия или дисграфия, а также заикание.

Какие методики используются

Специалист использует совершенно разные, но эффективные методики, которые подбираются в зависимости от заболевания, возраста ребенка, наличия определенных патологий и заболеваний, психологического состояния и прочих факторов. В том случае, если нарушение функциональности речевого центра возникло по причине заболевания или травмы, посещение логопеда совмещается с лечением у специалистов другого профиля.

Ассоциации и моделирование
Метод применяется логопедом для развития устной речи и логического восприятия. Для этого используются карточки, образы, ролики с разными предметами и ситуациями, которые нужно описать. При этом, ребенок должен использовать только собственную речь, а не полагаться на родителей или других взрослых. Материал подбирается в зависимости от интересов ребенка, чтобы его заинтересовать.

Помимо развития речи, пациент изучает правильность звучания каждого звука и слова. Данное упражнение можно продолжить и в домашних условиях для стимуляции разговорной деятельности.

Пение
Несмотря на наличие инструкций, в чем заключается работа учителя-логопеда, многие используют более широкие и современные методики. К примеру, доказано, что во время пения пропадают проблемы с произношением, заикание и другие речевые дефекты. Громкое пение позволит не только отточить произношение каждого из звуков, но и определить, есть ли физиологические проблемы, или все-таки корень кроется в психологическом состоянии ребенка.

Игровая форма занятий
Позволяет развить устную и письменную речь ребенка с использованием игровых методов, которые обязательно привлекут его внимание. Обычно, для этого используются различные кубики, лото, настольные игры, подвижные упражнения, тренировки с цветными предметами и прочее, а также различные книжки с яркими картинками.

Игровая подача позволяет малышу легче воспринимать то, что от него требуется, и такой подход логопедов в разы ускоряет изучение произношения того или иного звука, слога, слова. При этом нет совершенно никакой психологической нагрузки или давления, препятствующего выздоровлению.

Задания на творчество
К данной категории относится близкое воспроизведение тех или иных звуков, повторение скороговорок, загадок, песенок, конкретных слов и предложений, а также другие упражнения с подражательным характером. Данная методика позволяет пациенту выучить, как правильно должен звучать тот или иной звук.

Речевые тренировки
Суть методики состоит в многократном повторении пациентов определенных звуков, слогов и слов, с которыми возникают проблемы. Регулярное произношение позволяет закрепить основные правила и справиться с речевыми дефектами. Особенно речевые тренировки способствуют решению проблем с артикуляцией, которые возникают из-за нарушения функциональности лицевых мышц.

Гимнастика для пальцев
Применяется при нарушениях письменной речи у детей. Помогает логопеду справиться с недостаточно развитой моторикой пальцев ребенка. Упражнения построены на укреплении рук, уверенном держании в руках ручки или карандаша, улучшении качества письма. Методика применяется как для детей, так и для взрослых, которые перенесли определенные заболевания.

Занятия с артикуляцией
Мышцы губ, языка, щек играют непосредственную роль в формировании речи ребенка и воспроизведении различных звуков и слов. Чтобы улучшить качество произношения, необходимо постоянно работать с артикуляцией, выполнять ряд упражнений, направленных на укрепление данных групп мышц.

Исправление эмоционального окраса
Из-за отсутствия педагогического воспитания и общения со сверстниками некоторые дети не могут придать речи эмоционального окраса, что делает ее невыразительной, тихой и чрезмерно ровной. Чтобы справиться с этим, педагог вместе с пациентом воспроизводит различные стишки, сказки, прочие произведения, занимаются чтением по ролям с приданием голосу правильной интонации.

Работа с дыханием
Иногда дефекты речи возникают из-за неправильного дыхания и прохождении большей части воздуха через носовые пути, что приводит к снижению качеств речи и появлению дефектов. Специалист помогает нормализовать данный процесс и улучшить голосовую функцию, сформировать спокойную, плавную и четкую речь, а также проработать произношение проблемных звуков.

Логопедический массаж
Позволяет устранить речевые дефекты, которые вызваны поражениями, травмами, патологиями, потерей тонуса языка, лицевых мышц, челюсти. Массаж возвращает голосообразующие функции, восстанавливает работу речевого аппарата. Специалист выполняет расслабляющий и стимулирующий массаж с применением различных техник, подобранных для конкретной ситуации.

Правильно подобранные упражнения помогают восстановить работу артикуляционных мышц лица, сделать речь более чистой и четкой, справиться с повышенным слюноотделением, вернуть прежние речевые функции после перенесенных травм или заболеваний.

Длительность занятий с логопедом

Занятия могут проводиться в индивидуальном порядке или в группах. Длительность не имеет определенных рамок и зависит только от того, как пациент воспринимает используемые методы.

К примеру, у кого-то улучшения наблюдаются уже через несколько месяцев терапии, а другим требуются годы, чтобы добиться положительных сдвигов и справиться с проблемой. Сложность случая и длительность занятий определяется исключительно логопедом и лечащим врачом больного (в случае, если дефект речи связан с какими-либо заболеваниями).

Похожие статьи

Как стать преподавателем английского?

Учитель иностранного языка – это достаточно востребованная и уважаемая в педагогической сфере профессия. Чтобы стать преподавателем английского языка необходимо понимать возможности данной специальности и разработать план обучения. Людям, выучившим язык самостоятельно, можно начинать вести репетиторскую деятельность, а работа в школе или высшем учебном заведении уже требует диплома. Работа педагогом подходит далеко не всем людям, и в ней множество нюансов, которые нужно сразу изучить в начале своей преподавательской карьеры.
Читать далее

Кто такой тьютор и чем занимается?

Тьюторство – достаточно новое и непривычное для отечественного образования явление. Первые упоминания этой специальности на территории России появлялись еще 20 лет назад, но на данный момент большое количество людей все еще не понимает, кто это и какие функции выполняет. У тьютора специфическая, но очень важная роль в образовательном процессе – наставничество. Уже сейчас заметны тенденции к востребованности данной профессии, поэтому при планировании педагогической карьеры нужно уяснить все особенности работы тьютором и, возможно, пойти учиться на эту специальность.
Читать далее

Как стать учителем физкультуры?

Учитель физкультуры или преподаватель физического воспитания – это профессия, требующая от человека одновременно преподавательские наставнические черты и соответствующую предмету физическую подготовку. Хороший преподаватель физкультуры в школе отличается знаниями биологии, анатомии и грамотным подходом к работе с подростками. Большое значение в этом имеют лидерские навыки и поддержка учащихся.
Читать далее