Детский нейропсихолог работает с детьми всех возрастов, как с дошкольниками, так и со школьниками. Специалист занимается проблемами поведения и трудностями в обучении. Как правило, к специалисту обращаются по направлению другого врача. Причиной посещения являются проблемы с освоением чтения, письма, счета, неспособность сконцентрироваться. Своевременное посещение специалиста поможет скорректировать поведение ребенка, устранить проблему и адаптировать его к школьной нагрузке, что обязательно положительно скажется на успеваемости.
Нейропсихолог детский чем занимается
Когда обращаются к врачу
Специалист считается клиническим психологом. Его основной задачей является оказание помощи ребенку при возникновении трудностей в обучении и усвоении информации. Это касается не только школьной программы, но и социально-бытовой адаптации. Нейропсихолог после обследования пациента подбирает коррекционные программы.
Средним возрастом, в котором стоит посетить нейропсихолога, является период от 4 до 7 лет. Именно подготовка к школе накладывает огромную нагрузку на ребенка и провоцирует появление первых признаков тех или иных нарушений. С началом занятий у маленького пациента может появиться слабый тонус, не позволяющий правильно осваивать письмо. Автоматическая замена букв, знаков препинания, отказ в написании заглавных букв. В математике возникают трудности с пониманием сути задачи, последовательности решения. Чтение также сопровождается определенными сложностями. Как правило, это невозможность запоминать содержание в ситуации, когда ребенок читает текст вслух. Это никак не отражает уровень умственного развития ребенка. Поэтому наказание или повышение нагрузки не даст результата. Последнее напротив, ухудшит ситуацию, так как провоцирует лишний стресс, что усугубляет состояние и признаки нарушения становятся более выраженными.
Важно вовремя выявить перечисленные трудности и предпринять меры. Грамотно подобранные методы коррекции облегчат усвоение программы, исключат истощение психики малыша. Задача врача – определить причину нарушения. Как правило, работа проводится в конкретном направлении. То есть, если у ребенка трудности с чтением, необходимо выяснить, что мешает ему запомнить информацию. Проблема может иметь поверхностный характер либо общий. В последнем случае она сказывается на различных областях психической деятельности.
Методы исследования в нейропсихологии
При посещении детского нейропсихолога используется определенный набор диагностических мероприятий, направленный на оценку памяти малыша, степени концентрации внимания, способности к запоминанию, особенностей формирования внимания. Для этого специалист использует определение методики. Большая часть из них разработана еще в середине прошлого века психологом А.Р. Лурией. Сегодня это уже адаптированная программа на основе первоначальной. Немаловажное значение в постановке диагноза имеет наблюдение за ребенком в ходе беседы, разговоры с родителями, из которых врач определяет возможные причины и особенности поведения в домашний обстановке.
Помимо перечисленного, применяются аппаратные методики. Они позволяют оценить работу определенных участков головного мозга, нарушение которых может сказаться на поведении и способностях маленького пациента. На основе полученных сведений врач определяет основные цели и составляет план коррекционных занятий.
Нейропсихологическая коррекция
Работая с детьми, нейропсихолог применяет нейропсихологическую коррекцию. Это отличная профилактика школьной неуспеваемости. Консультация врача нужна в том случае, если пациент часто переключается между занятиями, не может сконцентрироваться на работе, у него возникают трудности в чтении или письме. В ходе диагностики специалист определяет имеющиеся проблемы, после чего составляется план коррекции. Помимо перечисленного, нужна консультация нейропсихолога в случае, если у ребенка имеются определенные сенсорные нарушения. В частности, возможна повышенная либо пониженная чувствительность к раздражителям, моторные изменения поведения.
За счет грамотно выбранной нейропсихологической коррекции совместно с врачом, родителями и пациентом удается существенно улучшить качество жизни ребенка. Особенно внимательно нужно работать с детьми с определенными особенностями – аутическое поведение, генетические патологии, травмы головного мозга, эпилепсия и так далее.
В ходе работы с маленьким пациентом специалист может использовать как двигательные, так и познавательные задания. Они могут быть представлены играми, упражнениями, заданиями на выполнение действий и так далее. Как правило, двигательная коррекция включает следующие пункты:
- массаж у детей младшего возраста и самомассаж у школьников, упражнения на растяжку для улучшения мышечного тонуса;
- упражнения на внимание, позволяющие усвоить основы саморегуляции и контроля, к тому же они улучшают концентрацию;
- занятия на развитие мелкой и крупной моторики;
- упражнения с сенсорными материалами, позволяющие развить данную сферу, улучшив тем самым чувствительность.
Познавательная или когнитивная коррекция направлена на выполнение бланковых заданий. Это определенные упражнения, игры представленные на листах бумаги, позволяющие развить навыки регуляции, определить психические функции, а также оценить степень координации, состояние памяти, мышления и прочих параметров.
В ходе работы детский нейропсихолог активно использует игры, подвижные упражнения, хороводные игры.
Возможно применение специального оборудования. Как правило, оно необходимо для развития управляющих функций у ребенка. Такие дети страдают от самоконтроля, не могут грамотно переключаться между различными занятиями, у них снижена скорость реакции. Также аппаратные методики эффективны при нарушении мелкой моторики и снижении концентрации.
Для достижения результата нейропсихолог комбинирует сразу несколько методик исходя из результатов диагностики, возрастных особенностей пациента, его интересов и назначений лечащего врача. Обязательным является привлечение родителей малыша. Как правило, они присутствуют на занятиях, отдельные упражнения позволяют им участвовать в процессе либо наблюдать за тем, как заниматься работой нейропсихолог. Это позволяет после завершения курса применять практические навыки в быту, что дает возможность закрепить достигнутый результат. К тому же совместные занятия в игровой форме положительно сказываются на настроении участников, помогают им сблизиться, понять друг друга, что также важно для психоэмоционального состояния ребенка.
Стоит учесть, что какие бы не использовались врачом тактики, они не дадут результата, если не будет должной мотивации ребенка. Поэтому задачей нейропсихолога будет выбор программ исходя из интереса малыша, чтобы при выполнении они увлекали его, а не вызывали раздражение или злость. Даже в ходе занятий важно обращать внимание на настроение пациента, его реакцию на ту или иную задачу, участие родителей. Соответственно, если во время подвижных игр он устал, отмечается вялость и снижение концентрации, стоит сменить деятельность и заняться бланковыми заданиями в спокойной обстановке.