Тьюторское сопровождение – подход в педагогической практике, заключающийся в индивидуальных занятиях, направленных на формирование образовательных интересов у учащегося. Позволяет составить программу с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Тьюторское сопровождение и его принципы
Цели привлечения тьютора
Методика применяется во всем мире. Поэтому на сегодняшний день уже сложилось понимание, для чего нужен тьютор, когда он назначается и какие задачи выполняет. Так, основной задачей специалиста является персональное сопровождение ребенка во время обучения в школе для формирования комфортных, а главное эффективных условий, позволяющих раскрыть внутренний потенциал. Он же помогает ребенку адаптироваться в социуме, что исключает различные нарушения в психике.
Основными целями тьюторского сопровождения являются следующие пункты:
- донесение до ребенка информации о том, что образование в школе имеет определенное значение и ценности для учащегося, что позволяет сформировать субъективную позицию у пациента;
- помощь ребенку при составлении плана с учетом индивидуальных особенностей;
- оказание помощи на этапе оценки эффективности составленной программы и результатов ее применения;
- помощь ребенку в стремлении развить определенные механизмы для получения новых знаний;
- стимуляция ребенка на формирование понятий о себе как о субъекте.
После определения основных целей переходят в постановке задач. Так, главными будут являться:
- определение интересов у ребенка, развитие образовательных мотивов;
- поиск интересных для конкретного ребенка ресурсов, современных образовательных программ, которые потребуются для составления индивидуальной программы для учащегося;
- проработка образовательного заказа, который направляет семья ребенка;
- стимулирование формирования рефлексии у ребенка.
Цели привлечения тьютора исходят из конкретных образовательных функций специалиста. Так, тьюторское сопровождение включает следующие функции:
- Организаторская функция. Заключается в распределении деятельности учащегося в школе, выбор образовательных ресурсов для составления индивидуального процесса обучающегося, формирование эффективных условий, в которых ребенок сможет успешно развиваться.
- Воспитывающая функция. Подразумевает направление ребенка, чтобы он осваивал новые знания, умения, получал навыки. Это позволит быстрее овладеть учебной программой, сформировать необходимые стороны ответственности, научить самоконтролю и самостоятельности.
- Развивающая функция. Заключается в наблюдении за ребенком с целью выявления определенных интересов для последующей их стимуляции и развития.

Инструменты и этапы
Для того, чтобы понять, нужно ли для ребенка привлекать тьютора, важно определить, в каком порядке строятся отношения между специалистом и участником, а также чем он занимается в ходе работы. Для достижения результата потребуется несколько встреч со специалистом. В каждом случае будут свои способы взаимодействия:
- Беседа. В ходе разговора специалист разговаривает с ребенком с соблюдением конкретных правил. Благодаря коучинговым технологиям, активному слушанию выстраивается определенный диалог. Только добившись того, чтобы ребенок раскрылся, можно переходить к следующему этапу сопровождения. Беседа обогащает участников. В случае, если работа проводится с неконтактным ребенком, могут использоваться другие формы общения – рисунки, тексты.
- Вопросы. Только после того, как выставлен доверительный контакт между участниками, можно переходить к постановке вопросов. Тьютор особым образом формулирует вопросы ребенку. В том случае, если учащийся не идет на контакт и не отвечает, следует выбрать другой инструмент.
- Личностная карта ресурсов. Представляет собой наглядное отображение всех возможных путей достижения поставленных целей. На карте наносятся доступные ресурсы. Как правило, при тьюторском сопровождении карта заполняется при каждом посещении специалиста.
- Пробы. Представляют собой новые методы работы, при условии, что они обеспечивают полную безопасность участника. Иными словами, ребенок должен понимать, что он может попробовать что-то новое в образовании, а в случае отсутствия интереса отказаться от этого. И за это он не будет наказан – не поставят «двойку», не выгонят из класса.
Принципы тьюторского сопровождения
При работе с ребенком учитываются все возможные нюансы, его уровень развития, наличие нарушений, цели, задачи. Только тогда можно подобрать эффективные методы проработки навыков у конкретного учащегося. В своей работе тьютор может использовать следующие принципы.
Принцип индивидуализации
Заключается в оказании поддержки и помощи ребенку при создании и прохождении собственного пути к определенным знаниям. Именно к тем, которые будут важны только для него.
Принцип открытости
Подразумевает организацию помощи ребенку в рамках запроса родителей либо его представителей. Суть в том, что по тьюторскому сопровождению важна полная прозрачность. Важно создать условия, в которых у ребенка будет свобода выбора в образовательном процессе, но без потери качества.
Принцип вариативности
Заключается в том, что учащийся в школе должен сам определять цели, задачи, методы достижения и формы проведения образовательного процесса. Возможность выбора расширяет способности ребенка и увеличивает шансы на их реализацию.
Принцип добровольности
Как уже было сказано, занятия должны быть построены на полном доверии и раскрепощении ребенка. Только при соблюдении этого принципа можно переходить к более сложным технологиями формирования навыков и развития. Кроме того, доверие должно быть и со стороны родителей.

Принцип целенаправленности
Подразумевает создание условий, в которых ребенок будет развиваться не только в конкретном направлении, но и в общем развитии.
Принцип активности
Заключается в создании обстановки, когда ребенок сможет самостоятельно ставить перед собой определенные цели и находить путь к их достижению. Он должен воспринимать себя как потенциал, распознавать и раскрывать свои ресурсы. Кроме того, в ходе тьюторского сопровождения специалист должен помочь обучающемуся найти методы контроля результатов и их оценки.
Существуют и другие принципы, используемые в ходе занятий по данной технологии. Но главными всегда должны оставаться гуманизм и духовная направленность на правильное отношение к человеческим ценностям.
Когда необходим тьютор
Потребность в тьюторском сопровождении возникает в семьях, где главенствующая роль отводится качеству образования независимо от его форм проведения. Таким образом, воспользоваться перечисленными методами можно в следующих случаях:
- щепетильное отношение к образованию;
- планирование семейного образования;
- отсутствие интереса у ребенка к любому учебному процессу;
- необходимость формирования запроса родителей;
- потребность в поиске новых образовательных ресурсов.
Таким образом, методика будет эффективна как при работе с одаренными детьми, так и с учащимися с определенными сложностями. Она является дополнением к основной программе в школах и может использоваться в разных формах.
Методики и техники сопровождения
Традиционно, тьютор принимается как наставник. Именно он обязан оказывать профессиональную помощь в процессе самообразования учащегося. То есть он должен не просто сформировать определенные условия, но и грамотно выбрать подходящие техники, формы преподнесения и так далее. Именно тьютор составляет индивидуальную программу для конкретного ребенка, учитывая не только его особенности развития, но и выдвигая на передний план его интересы и запросы родителей.
Проблема в том, что современный ребенок абсолютно не мотивирован. К занятиям в школе ученики относятся как к обязательной программе, часто неинтересной и скучной. В результате педагог просто дает информацию, которая у него стоит в плане, а степень ее усвоения уже зависит от заинтересованности ребенка. В идеале же педагог должен заинтересовать каждого, стимулировать на участие в образовательном процессе. Именно за счет применения тьюторского сопровождения можно добиться этой мотивации и раскрыть интересы и стремления каждого ребенка, взятого в отдельности.
На практике тьюторы используют различные методы сопровождения:
- Индивидуальные беседы. Представляют собой стандартные консультации, когда разговор ведется исключительно между тьютором и участником. Обсуждаются главные вопросы в образовании, нюансы воспитания, особенности личностного развития.
- Групповые консультации. Также применяются тьюторами. Планируются для отдельных групп учащихся. Как правило, это ученики, у которых практикуется индивидуальная форма обучения. В этом случае педагог-тьютор ставит перед собой одну конкретную задачу – мотивация, рефлексия, коммуникация и так далее. Именно за счет доброжелательной обстановки в группе и правильной направленности, заданной специалистом, удается стимулировать саморазвитие участников и добиться их взаимопонимания как между собой, так и с тьютором.
- Тьюторский семинар. В этом случае обучение должно быть направлено на развитие мыслительных способностей и рефлексов у участников. В большинстве случаев в ходе занятий применяются интерактивные методы, эффективные в образовании.
- Тренинги. особенно популярная форма сопровождения. Позволяет развить определенные навыки у участников занятий. Как правило, применяются игровые формы обучения – ролевые игры, сюжетные, деловые и так далее. Форма определяется исходя из задач и целей. Поэтому составлять программу должен человек с определенным опытом и профессиональными умениями.

Виды сопровождения
Исходя из отдельных параметров можно выделить следующую классификацию тьюторского сопровождения:
- по трудовой функции – образовательная среда, индивидуальное образование;
- по категориям участников – общая программа, для одаренных детей или для учащихся с ограничениями;
- по форме обучения – очная, очно-заочная либо полностью заочная;
- по отношению к основной учебе в школе – урочная, внеурочная, их сочетание;
- по виду деятельности – учебная деятельность, исследовательская, проектная, творческая, их сочетание;
- по направленности – может быть интегрирована в предмет, представлена в виде самостоятельной работы, в форме аттестации или образовательных событий;
- по масштабу – индивидуальный проект, маршрут или план;
- по уровню – начальная школа, средняя, переходная либо конкретный год обучения в школе.
За счет тьюторского сопровождения можно не только скорректировать интересы ребенка, но и развить конкретные навыки или раскрыть таланты. Это эффективный способ улучшить обучаемость ребенка, в том числе и при наличии определенных проблем.